-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv-online

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) novate pravoslavie Sacrament The_Best_in_Internet Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5055

Психология, социальная психология, психоанализ, культурология, литература, фильмы, media, Интернет, киберпсихология, футурология - темы этого блога. Размещенные в нем материалы являются авторскими и написаны Сергеем Выгонским - психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком, членом Союза журналистов России. Авторская страница "Сергей Выгонский: общество глазами психоаналитика" Републикация материалов возможна только при условии указания автора и ссылки на первоисточник.

© Выгонский С.И., 2007-2012г.





Книга автора «Как выжить в эпоху Интернета: социальный психоанализ для непосвященных»



---NEW!!--Читаем, обсуждаем мои последние статьи:
"Компьюрерра: Насколько сексуален Линукс? Мнение фрейдиста".
"Kino-teatr.ru: Бессознательная алхимия кино: распад и гниение"
"Kino-teatr.ru: Бессознательная алхимия кино: поиск и триумф"
"hpsy.ru: Административная деятельность глазами экзистенциалиста"

Лучшие записи блога:

ЛИТЕРАТУРА: Бог как PR-технология (читая Пелевина) Кто они - дети из камеры хранения (читая Рю Мураками)? Гуманиды третьего тысячелетия (читая повесть Сергея Минаева "Media Sapiens") Психопатология и искусство: будущее глазами Стругацких Книга "iКона: Стив Джобс" Книга М.Кундеры "Невыносимая легкость бытия" После прочтения книги Джеффа Нуна "Нимфармация"

КИНО: Так ли уж хорош доктор Хаус? Фильм Ларса фон Триера "Антихрист" Фильм Н.Михалкова "Двенадцать" глазами психотерапевта Тема "ветхости бытия" в фильмах А.Тарковского Фильм "Жара" как источник интеллектуальных прозрений Как выглядит ипохондрический ад (фильм "Сны Акиры Куросавы") Фильм А.Звягинцева "Изгнание" " Фильм "Тупой жирный заяц" Фильм Сергея Лобана "Шапито-шоу". фильм "Опасный метод" (Фрейд против Юнга. Борьба за Сабину Шпильрайн) Фильм Сокурова "Фауст" Фильм "Полночь в Париже"

МАСС-МЕДИА Революция как гомосексуальная фантазия (читая Ульянова) Некрофилия как мировоззрение (читая Ульянова) Архетипы в программах политиков Тайные стороны рекламы: символ и суггестия Маркетинговые войны: религия против Дарвина? Психопатология современных масс-медиа www.liveinternet.ru/users/sv-online Упадническое искусство, шаманская наследственность и психиатрия

ФУТУРОЛОГИЯ: Возникнет ли искусственный разум? Время скоро остановится? Планете угрожают климатические войны? Ожидают ли человечество генетические войны? Будущее Интернета (исследование ресурса Netfuture.ru) Будущее Интернета: кирилические доменные имена Лысый и сумасшедший - человек далекого будущего? Ожидается мировой голод?

СНОВИДЕНИЯ: Толкование снов: прогулка по берегу реки Сон про сходку правых и левых сил Сон про гардеробную и снег Толкование снов: универсальные схемы или индивидуальные объяснения? Сон о превращении воды в вино (почти евангелический сюжет) Сон про мертвых политиков Сон о кладбище Сон об умершем любимом Сон про двух ангелов Сон про город Овод как предвестник проблем Девушка из криминального района Бегство от маньяка . Бегство от собаки-монстра К чему снятся мертвые? "Сны Родиона Раскольникова Плоды и матери видят одинаковые сны

ПСИХОЛОГИЯ: Что означают аватары Популярная литература по психоанализу Почему мужчинам нравятся блондинки? Что такое глубинная психология Что такое коллективное бессознательное? Где искать коллективное бессознательное (читая К.Юнга) Заметки психотерапевта: медитация о вечном С каких книг следует начать изучение теорий К.Юнга? Что в России боятся больше всего?

ПРАКТИКУМ: Психотренинг: остановить время Психотренинг: Что я делаю в этом мире Городской сталкинг: измени свое восприятия Политический психотренинг:Как убедить Красную Шапочку? Как в медитации выглядит внутренний учитель? Эффективная жизнь: что лучше - расшифровка снов или самовнушение? Что такое медитация? Медитация как устройство для пилотируемых полетов Медиация - путь к себе? Ведение дневника как метод психотерапии Возвращаясь к блоготерапии Каков рейтинг специалиста?


ИНТЕРЕСНО ВАШЕ МНЕНИЕ: Библиотерапия в Интернете: опрос
Вопрос к тем, кто практикует контроль над сновидениями


Желающие могут ответить на анкету "Ваше отношение к киберпсихологии"




Микроскопические миры великих властителей

Пятница, 07 Сентября 2007 г. 00:25 + в цитатник
 (250x188, 5Kb)
Совсем недавно, разыскивая freeware программы для создания загрузочного диска, я обнаружил удивительный программный продукт, который заставил меня о многом задуматься. Мне попался альтернативный свободно распространяемый пакет программ KolibriOs.


Это - свообразная среда, выполненная наподобие известных Окон в виде десктопа. Здесь есть собственный графический и текстовый редактор, калькулятор, два файл-менеджера, различные отладчики и т.д. Присутсвует руссификация. Вещь, безусловно, привлекательная, но носящая экспериментальный характер. К сожалению, не поддерживаются CD и DVD.


Как же такая масса программ может попасть на винчестер? Ответ весьма неожидан: посредством флоппи-дисковода. Дело в том, что Колибри (потому-то она так и названа) умещается на одну-единственную дискетку.


По этому поводу у меня появились вопросы - какие скрытые психологические комплексы подталкивают пользователей воспользоваться этой новинкой? Ведь она, хотя и красива, но, к сожалению, малофункциональна - не может, к примеру, использоваться для восстановления рухнувшей системы, все той же Windows.


Не исключено, что приверженцы этой альтернативной оси испытывают внутри себя стремление быть великим и абсолютным властителем такого микроскопического мира, помещающегося в ладони. Очень похоже, что по крайней мере чать из них подвержена комплексу власти, описанному А.Адлером. Как бы о ни было, ясно одно - определенному софту соответствуют свои психологические комплексы.

Метки:  

Почему мертвые не знают о том, что они умерли?

Среда, 05 Сентября 2007 г. 22:14 + в цитатник
В своей книге "Воспоминания, размышления, сновидения" К.Юнг пишет о том, что мертвые не знают о том, что они умерли. Он опирается на свои многолетние наблюдения о снах и видениях, которые приближают людей к родовой памяти, более известной как коллективное бессознательное. Интересно, почему умершие не осведомлены о столь простой и фундаментальной о себе вещи? И когда они утратили знание о своей смерти? И знали ли вообще об этом факте?

Метки:  


Процитировано 1 раз

Психологические секреты рекламы

Среда, 29 Августа 2007 г. 22:40 + в цитатник
На прошедшей неделе через сервис Subscribe.Ru был разослан подписчикам 25 выпуск рассылки "Социальный психоанализ от Сергея Выгонского". Выпуск назывался "Психология рекламы". Автор убежден в том, что в этой области имеется конфликт интересов.

С одной стороны корпорациям необходима максимально эффективная реклама, в то время как на протяжении последних десятилетий ее эффективность стремительно падет. Отсюда – поиск ее новых форм. По этой причине – ее нередкая замена откровенно маркетинговыми приемами, оказывающими давление на конечного потребителя. Например, посредством отказа продавать старую проверенную версию продукта из-за того, что покупатель не хочет приобретать новый, более дорогой вариант с явно избыточными функциями".

С другой стороны "имеются опасения простых людей в том, что такие приемы «убеждения» не до конца прозрачны. Однако подобные страхи зачастую совершенно не обоснованны. Разоблачение эффекта 25 кадра в этом отношении весьма показательно".

Автор приводит примеры образов и ситуаций, широко используемых в рекламе (прежде всего телевизионной), которые индуцируют скрытые трансовые состояния. К таким приемам, например, относятся сюжеты, где потребителю предлагается "сделать паузу", "стань парадоксальным", "перейди границу", "погрузись в бессознательное".

Особенно подробно в материале рассматриваются различные варианты рекламного транса (повышенной открытости для образов бессознательного). Конечно, не совсем ясно то, как последнее состыкуется с зявлением явтора о разоблачении эффекта 25 кадра. Автор и не отрицает того, что рассматриваемые эффекты до конца не разгаданы специалистами. Тем не менее накоплены факты, ставящие в один ряд некоторые рекламные приемы и клинические феномены. Что же, пусть в конеце концов читатели сами разберутся с убедительностью авторской аргументации.

Прочитать выпуск, посвященный рекламе можно
здесь

Подписаться на авторскую рассылку можно здесь
здесь

Метки:  

Что такое коллективное бессознательное?

Воскресенье, 26 Августа 2007 г. 09:44 + в цитатник
Продолжаем наше обсуждение основных элементов глубинной психологии. Специалисты, причисляющие себя к этому направлению, весьма часто используют понятия "коллективного бессознательного" и "архетипа". К такой лексике особенно часто прибегают философы, политологи, культурологи, специалисты по масс-медиа и рекламе, а также писатели, журналисты и лица, работающие в сфере изобразительных искусств.

Эти понятия находятся между собой в соподчиненных отношениях. "Архетип" - это лишь один из элементов, структурно и тематически очерченный,
являющийся частью более обширного психического пространства структуры - "коллективного бессознательного". Это - генетическая память человечества, которая проявляет себя в снах, видениях, общественной мифологии.

Основные качества таких зон психики:
1) носят общий характер для множества людей;
2) находятся за пределами непосредственного внимания, но оказывают влияние на наши повседневные мысли и действия;
3) наследственно обусловлены.

Вот некоторые из определений:

К.Юнг: ":бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал.Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь".

Р.Робертсон: "Примечательно, что даже естественные науки указывают на то, что мы все еще храним в себе историю нашей эволюции не столько в теле как таковом, сколько внутри нашей нейроструктуры. Юнговское понятие коллективного бессознательного - это признание того, что наследственная история до сих пор оказывает влияние на нашу жизнь".

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Что такое глубинная психология

Суббота, 25 Августа 2007 г. 08:21 + в цитатник
Меня очень часто спрашивают о том, что такое глубинная психология. Я всегда отчечаю, что это отрасль науки, которая занимается бессознательными областями психики.

Прежде всего к глубинной психологии причисляют традиционный психоанализ. Это направление было основано З.Фрейдом. Круг вопросов, поднимаемых этим направлением - конфликт между биологическими инстинктами человека сексуальностью и агрессивностью) и социальным его окружением.

Первая группа влечений связана с самосохранением видовым, вторая - с индивидуальным. Фрейд также занимался механизмами психологической защиты, понимаемыми им как средство подавления псиологического в человеке.

Другим направлением глубинной психологии является индивидуальная психология А.Адлера. Этот исследователь обратил внимание на социальную
направленность некоторых подсознательных действий человека. Адлер указывал, что человек стремится к социальной реализации своих задатков. В этом стремлении венский ученый усмотрел стремление доминировать над другими. В духе Ницше он назвал эти бессознательные структуры "комплексом неполноценности".

Еще одно направление, входящее в эту систему знания, называется аналитической психологией. Ее создатель К.Юнг занимался наиболее темными сторонами человеческой психики, теми, которые равно открываются человеку в сновидениях, а также в психотических и религиозно-мистических состояниях. Им же было сформулировано представление о коллективной основе человеческого разума и о формах ее реализации - архетипических идеях, закодированных как символы.

И, наконец, существует четвертое направление, расцвет которого пришелся на послевоенные годы. Это - экзистенциальная психология, которую представляют Л.Бинсвангер, В.Франкл и Р.Мэй. Основные темы, которые находятся в фокусе подобных исследований, - страх смерти, его преодоление, поиск смысла своей жизни, ответственность за эти действия перед самим собой.

Все эти направления вовсе не являются взаимоисключающими. Они скорее дополняют друг друга и намечают подходы к созданию модели целостной человеческой психики.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  


Процитировано 2 раз

Существовал ли ад Феллини? После чтения интервью мэтра итальянского кино.

Воскресенье, 19 Августа 2007 г. 07:54 + в цитатник
 (226x202, 7Kb)
Как-то мне пришлось посмотреть фильм Питера Гринуэя "Ад Данте", в котором была визуализирована одна из интереснейших книг европейского средневековья. Речь шла о "Божественной комедии", созданной А.Данте. Я был уверен, что никто, кроме английского режисера, больше не брался за экранизацию этого произведения. Однако, прочитав интервью о кино, взятое у Федерико Феллини, неожиданно для себя узнал, что подобные предложения он несколько раз получал от американских продюссеров. Вот как, со слов Феллини, выглядела эта ситуация:

"Да, правда, мне предлагали это три или четыре раза, и всякий раз лица заказчиков вытягивались с выражением строго¬го упрека, они не могли понять моего отказа; это нехорошо, очень нехорошо, непростительно, что я говорю «нет», отвергая такой лестный и ответственный проект. Не так давно один в высшей степени симпатичный верзила американец, пытаясь убедить меня, говорил, что только я один сумею объяснить американцам, зачем Данте понадобилось отправиться в ад".

Честно признаюсь, меня весьма сильно заинтересовала тема кинематографических адских зон, о чем я писал в записи от 18.08.2007г. Напомню, что в глубинной психологии такой "подземный" образ расшифровывается как символ бессознательного, скрывающего переживания, травмирующие человека. В этом смысле огонь, пылающий в недрах земли и испепеляющий грешников,означает давление инстинктов на человеческую психику. Поэтому видеоряд, изображающий преисподнюю, является своего рода симптомом, отражающим общественное душевное состояние того времени.

И Феллини имел свое представление о том, как должно выглядеть такое место: "Проект был соблазнительный, я был бы не прочь наснимать на часик разных шизиков, образы из сумасшедшего дома, показать ад в психопатическом измерении, процитировав Синьорелли. Джотто, Босха, рисунки сумасшедших: такой бедный, голый, неудобный, тесный, плоский адик, где все вкривь и вкось: но, как правило, продюсеру, предлагающему поставить «Божественную комедию», требуется Доре: клубы пара, красивые голые толстые задницы и научно-фантастические драконы..."

Однако в жизни все сложилось совсем по-другому. И мы, к сожалению, так и не увидели, как выглядит ад в представлении мэтра итальянского кино.

Сергей Выгонский, психиатр

Источник цитат:
Интервью о кино(Беседа Федерико Феллини с Джованни Гриццини). - В кн.: Феллини Ф. Феллини о Феллини. М.: Радуга, 1988. С.18.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Кинематографические адские зоны (возвращаясь к фильму Гринуэя "Ад Данте")

Суббота, 18 Августа 2007 г. 10:53 + в цитатник
 (228x202, 6Kb)
Обратившись к психоанализу кино, я вдруг обнаружил, что в просмативаемых мною фильмах пусть не очень часто встречается тема преисподней. В психологическом смысле этот образ символизирует подсознание, в котором вечно "горят" человеческие страсти. Соответственно, отношение режиссеров к такому образу отражает особенности общественного душевного самочувствия того или иного времени. Задумавшись об этом, я решил еще раз опубликовать свои заметки как раз о таком фильме. Пусть этот пост станет первой часть неких "Кинематографических адских зон". Речь на этот раз пойдет о фильме Питера Гринуэя "Ад Данте".
....

Думаю, понятно, почему известный английский режиссер избрал для визуального комментирования именно эту часть "Божественной комедии". Мастер артхауса, отличающийся пристрастием к гастрономической и некропсихологической эстетике (вспомните фильм "Повар, вор, его жена и ее любовник"), остановил свой выбор на тексте, воспевающем человеческую деградацию и гибель.


Конечно, Гринуэй старательно маскирует свой интерес посредством включения в сюжет многочисленных интерпретаторов - теолога, историка, психолога, специалиста по классической литературе и других. Любопытны в фильме даже не кинематографические изыски - кадр в кадре. Оживляют классический текст приметы современности.


Мы видим на киноэкране монитор, прощупывающий путь во тьме. Время от времени появляется анимация, показывающая спуск вниз нижней части человеческого тела. Как психоаналитик, я объяснил бы этот эпизод как символическое углубление человеческого Я в свое подсознание, наполненное инстинктами. Судя по духу фильма, речь идет исключительно о импульсах бессознательной агрессии.


При упоминании сумрачного леса, куда входит главный герой дантовской поэмы Виргилий, перед нами появляется вид ночного мегаполиса. Движущиеся огни автомобилей, неоновое обрамление улиц - все это стремительно проносится перед нами. Помимо этого в фильме мы еще увидим картины природных и социальных бедствий. Нам покажут видеозаписи разрушительного торнадо, взрыва атомной бомбы, массовых шествий в тоталитарных государствах. А однажды перед нами промелькнет дуче Бенито Муссолини.


После просмотра фильма у меня сложилось впеатление о том, что ад Данте - это не книга, которая должна пылиться на полках библиотек, обслуживающих филологические факультеты университетов. Это предупреждение о том, что преисподняя всегда находится внутри нас. И если мы не совладаем с нею, наполняющие ее силы хлынут наружу. И такая массовая манифестация бессознательного будет иметь катастрофические социальные последствия.

Так не будем же терять бдительности.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Мой сон: шествие в низине

Четверг, 16 Августа 2007 г. 21:40 + в цитатник
Недавно мне приснился сон, в котором я находился на высокой равнине. Внизу проходила какая-то колонна со знаменами. Видны только их верхушки. Вначале передо мной проплыли зеленые, затем синие знамена. Присутствовали также знаки отличия какого-то другого цвета, но этот фрагмен я не запомнил.

КОММЕНТАРИЙ: Шествие в пространстве, находящемся ниже наблюдателя (в низине), означает активизацию каких-то подсознательных процессов. Наличие разноцветных знамен указывает на то, что некоторые мои потребности активно заявляют о себе. Например, зеленые знамена в сновидении свидетельствуют о том, что мой личностный рост сейчас значительно затруднен. Синие - знак того, что я испытваю сильную потребность в покое и освобождении от рутинных перегрузок. Но что остается делать, если мой отдых пришелся на май, а конец лета ознаменован массой текущих обязанностей, совершенно не состыкующихся с моим желанием придать старым мыслям облик публикации в каком-нибудь on-line издании?

Метки:  

Конец европейского кино? (возвращаясь к фильму Микеланджело Антониони "Фотоувеличение

Воскресенье, 12 Августа 2007 г. 08:41 + в цитатник
 (323x223, 9Kb)
В конце июля умер известный итальянский режиссер Микеланджело Антониони. Перед этим в масс-медиа была распространена информация о смерти другого кинематографического мэтра - Ингмара Бергмана. Признаюсь, я совершенно случайно узнал об этом,разбирая июльские рассылки Gazeta.ru. Эти знаковые события показывают, что эпоха интеллектуального европейского кино близится к своему завершению.

Первая моя встреча с творчеством Антониони состоялась на заре перестройки. Однажды ночью, сидя перед телевизионным экраном и беспорядочно переключая каналы, я наткнулся на фильм со страннным названием "Фотоувеличение" (Blow-Up). В тот раз я так и не досмотрел его до конца. Лишь спустя несколько лет мне удалось завершить тот киносеанс. Но этот просмотр не был последним. И вот сейчас я хочу поделиться с посетителями блога своими впечатлениями.
....

Недавно в очередной раз посмотрел фильм Микеланжело Антониони "Фотоувеличение". О чем же хотел рассказать нам знаменитый кинематографист? По-видимому, о том, что все в этой жизни иллюзорно. Напомню сюжет фильма. Преуспевающий фотограф случайно оказывается свидетелем встречи в парке мужчины и женщины. При этом молодая особа ведет себя весьма нервно и всяческими способами
пытается заполучить сделанные нашим героем фотографии.

Позже, когда снимки распечатываются и увеличиваются, выясняется, что в парке в момент романтического свидания произошло убийство. Поездка ночью на место
происшествия подтверждает подозрения, возникшие при просмотре . Однако наутро выясняется, что труп исчез, фотографии украдены, а привлекательная соучастница находится неизвестно где.

В фильме интересен даже не детективный сюжетами, а сама зыбкая атмосфера, в которой разворачиваются обсуждаемые события и которая начисто уничтожает
ощущение реальности происходящего. Это ощущение подтверждает метафора, помещенная Антониони в конце фильма. Студенты актерского факультета разыгрывают на спортивной площадке пантомиму,изображающую игру в большой теннис. Иносказательно итальянский кинорежессер хотел, видимо, напомнить нам известное высказывание Шекспира: жизнь - игра, а люди в нем - актеры.

Ну, а мы добавим: все происходящее с нами - сон. И нужно лишь понять его смысл для того, чтобы знать, где ты находишься и куда следует идти. И, кто знает, может быть кому-то удастся выбраться из лабиринта фантасмагорических образов.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Гуманиды третьего тысячелетия (читая повесть Сергея Минаева "Media Sapiens")

Суббота, 11 Августа 2007 г. 08:22 + в цитатник
 (267x200, 6Kb)
Комментировать то, что совсем недавно так шумно обсуждалось во множестве сетевых дневников - самое последнее дело. Однако заставить себя молчать перед лицом знаковых событий культуры - также весьма непросто. Безусловно, книга Сергея Минаева "Media Sapiens" очень сильно напоминает известный роман Пелевина "Generation "P", вколыхнувший порядком подуставшую интеллектуальную тусовку постсоветской эпохи. Здесь присутствует точно такая же зловонная пиаровская среда, почти те же лубочные образы политиков, банкиров, бизнесменов и бандитов, все та же атмосфера тотального надувательства "ботвы" во имя сиюминутного обналиченного счастья.

И тем не менее успех текста, в котором постулирована всеобщая подмена действительности некой иллюзией, симптоматичен. Это произведение недаром названо Media Sapiens. Образ человека, зомбированного масс-медиа, предлагается в качестве человеческого образца современности. И хотя в произведении этим неологизмом обозначен типичный представитель коммуникативно-массовой профессии, думается, что такая дефиниция применима не только к создателям снов, но и их массовому потребителю. Реалии же сегодняшних дней, обильно представленные на страницах книги, нужны, на мой взгляд, только для того, чтобы усилить эффект реалистичности всего происходящего в ней.

Разглядывая вечерний городской пейзаж, главный герой повести Антон Костиков размышляет о природе этого явления: "В это время горожане возвращались домой — кто с работы, кто из кино или ресторана, или просто из гостей. <...> Они заходили в свои квартиры в совершенно разном настроении и самочувствии: усталые и грустные, жизнерадостные и весёлые, раздражённые и благодушные. В общем, у каждого из них было собственное состояние души. Объединяло их одно — каждый входивший, спустя полчаса или меньше после попадания домой, включал телевизор, радио или залезал в Интернет. В этот момент он больше не являлся индивидуумом — он становился аудиторией".

Однако управлять другими, не имея внутри себя какой-то стержень, очень трудно. По-видимому, поэтому некоторые фрагменты книги откровенно перекликаются с наблюдениями мексиканского эзотерического антрополога Карлоса Кастанеды. Автор пытается показать нам медийный вариант бессознательной психики и взаимодействия с ней главного героя. Только в отличие от хрестоматийных описаний в сновидениях Антона Дроздикова архетипическим посредником между человеком и темными зонами души становится заурядный инструмент масс-медиа: "Я вспоминаю, что эффект декораций был в моём последнем телевизионном сне о театре. Точно! Я затягиваюсь и думаю о своих снах. Говорящий телевизор появляется как раз в те моменты, когда я стою на пороге каких-то важных проектов. Такое впечатление, что он ведёт меня к ним. <...> Шаг за шагом он открывает мне новые приёмы и фокусы манипуляции. Это мой проводник в медиа. Да. Иначе это не объяснить. Ведь не сошёл же я с ума, правда? Иногда мне кажется, что это самая настоящая реальность. Да что там — картинки, которые показывает мне телевизор во сне реальней самой реальности. Они — изнанка декораций, которые люди называют реальностью".

Интересно, что же все-таки предлагает нам автор? Зовет ли нас в светлое управляемое будущее, где исполнятся все мечты, пусть даже только виртуально? Или же, напротив, предостерегает от наступления очередной социальной антиутопии - на этот раз медийной? Какой бы вариант будущего не предлагался, проблема свободы для Media Sapiens не стоит ни в каком виде. Равно как не существенно для него различение реального и фантастического.

Что же тогда наиболее важно для представителя нового биотехнологического вида? Ответ известен. Это - возрастающий поток новых впечатлений, способных удивить, взбодрить, напугать, релаксировать, отвлечь. Одним словом - даешь гуманоидам третьего тысячелетия накал страстей и экстрим ощущений. И никаких гвоздей.

Сергей Выгонский, психиатр

При републикации помимо сведений об авторе необходима также ссылка на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/

Метки:  

Экзистенциальная зависть

Четверг, 09 Августа 2007 г. 21:59 + в цитатник
Экзистенциальная (или онтологическая) зависть - это зависть к возрасту других, зависть к возможностям, которыми располагают другие, более молодые люди.

Из авторского цикла "Здесь-и-сейчас" (афоризмы 1998-2000г.)

Метки:  


Процитировано 1 раз

Будущее Интернета: кирилические доменные имена

Вторник, 07 Августа 2007 г. 20:23 + в цитатник
 (235x188, 4Kb)
Еще весной сайт Netfuture провел опрос пользователей сети и экспертов по поводу того, как они видят будущее Интернета. Было отобрано 20 вопросов, отражающие, по мнению инициаторов исследования, основные темы телекоммуникационной футурологии. Один из таких вопросов, заданных неким Lama-Karma, звучал так:

"Каково будущее неанглоязычных доменных имен, в частности кириллических? (особенно в новых "русских" зонах .ру/.нет/.ком etc)".

Конечно, мне скажут, что уже сегодня можно установить соотвествующие дополнения к браузерам, затем набрать в адресной строке, например, "раскрутим.ру" и тотчас оказаться в нужном месте Интернета. Однако речь здесь идет о наступлении момента, когда применение кириллических доменных имен, также как и основанных на других национальных алфавитах станет повсеместным и легализованным.

Какие это будет иметь последствия? Прежде всего такие нововведения значительно расширят киберпространство. Как минимум, вдвое. Напомню, что стандартный орфографический словарь русского языка содержит более 100 тыс. слов. Помимо этого в ход наверняка пойдут различные неологизмы, аббревиатуры и сокращения.

Развитие таких секторов всемирной "паутины" будет способствовать укреплению соответствующих культурологических идентичностей. Говоря по другому, люди более отчетливо почувствуют свою связь с той или иной культурой. Судя по всему, эта тенденция имеет все шансы стать технологическим ответом на вызовы глобализации.

Впрочем, подобные инновационные сдвиги могут быть использованы в политических целях. Например, для для усиления контроля за пользователями, склонными получать информацию из источников, расположенных в иных региональных зонах сети. Технически несложно установить систему допуска к локализованной зоне сети и ее другим областям. Такие нововведения вполне укладываются в концепцию жесткого регулирования телекоммуникационной вольницы, призывы к чему раздаются в масс-медиа уже сегодня.

Мы еще вернемся к обсуждению вопросов, отражающих, по мнению создателей проекта Netfuture, важнейшие тенденции нашего кибербудущего.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Быть героем

Воскресенье, 05 Августа 2007 г. 20:02 + в цитатник
Если говорить по существу, то быть героем - это просто ужасно. Быть героем означает все время против кого-то бороться, чем-то жертвовать, от чего-то отказываться.

Быть героем - это постоянно быть в напряжении. В конце концов быть героем означает быть заурядным невротиком. Жидкие аплодисменты в обмен на глубокий невроз - это, пожалуй, не слишком равноценная сделка.

Из цикла "Здесь-и-сейчас" (афоризмы 1998-2000г.)

Метки:  

Будущее Интернета

Четверг, 02 Августа 2007 г. 20:38 + в цитатник
 (236x195, 14Kb)
Весной этого года был завершен 2й этап исследования "Будущее Интернета", проводимого ресурсом Netfuture.ru. Авторы исследования соединили два, казалось бы, несовместимых подхода.

Во-первых, были собраны мнения экспертов (и этот метод является, собственно, давно известным инструментом приближения к пониманию будущего).

Во-вторых, был проведен опрос пользователей сети, в ходе которого были отобраны наиболее интересные вопросы. На мой взгляд, последний компонент исследования не является футурологическим инструментом. Это - типичное социологическое зондирование общественного мнения относительно перспектив развития сети. По-видимому, этот шаг скорее был направлен на раскрутку проекта, нежели на достижение истины.

Темы, поднятые в ходе этого исследования - изменения блогосферы, приход гипотетической Веб 3.0, кириллические доменные имена, проблема спама и вирусов.

И хотя в ходе исследования были отобраны достаточно заурядные вопросы, тем не менее некоторые мнения прозвучали весьма вызывающе.

Так, например, один из посетителей этого ресурса сознался в своем неприятии блогов как таковых: "Мне категорически ненавистны частные блоги. Кто думает по другому? ЖЖ - отчасти крайне полезная вещь, но весьма не долговечная. Стандартная схема, как в экономике: конвергенция, релаксация и чего-то там еще".

Еще один вопрос выражал мнение тех, кого сейчас нередко называют неолудитами - выступающими против технологического прогресса и власти машин.

Это мнение было сформулировано так: "Когда люди откажутся от "компьютерных оков", выйдут на улицу и научатся радоваться НАСТОЯЩЕЙ жизни? Я против развития Глобальной Сети".

Намерен еще вернуться к этой теме, поскольку мнения, озвученные на сайте Netfuture.ru, не охватывают всей сложной палитры возможных сценариев будущего.

Метки:  

Человек - это желание

Среда, 01 Августа 2007 г. 23:11 + в цитатник
Человек - это частица бытия, ограниченная в пространстве и времени, но имеющая к нему бесконечные претензии.

Из цикла "Здесь-и-сейчас" (афоризмы 1998-2000г.).

Метки:  


Процитировано 2 раз

Фильм "Жара" как психологический тест

Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 22:16 + в цитатник
Судя по тому, что пост о фильме "Жара" вызвал яростную критику в киношных сообществах, сам пост был назван провокацией (с чем автор согласился), а в день своего размещения привел 149 уников в блог, реальность, нарисованная в фильме, и ее авторскаяч интепретация, колыхнула какие-то скрытые пласты в глубине души тех, кто включился в этот постинг-процесс. Это и есть то, что называется коллективным бессознательным. Неожиданно для меня, фильм и его трактовка, отличающаяся от представлений людей, стал своеобразным психологическим тестом. Собственно, в этом и состоит смысл авторской провокации.

Метки:  

Бесплатный визуальный HTML-редактор (не совсем психология)

Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 14:48 + в цитатник
Совсем недавно для подготовки выпуска рассылки стал искать несложный визуальный HTML редактор. Попался мне на глаза AMX HTML Edit. Хотел его посоветовать читателям, не имеющим опыта создания HTML-страниц. Его главная особенность - любые правки HTML-страницы в одном окне тотчас преображаются в соответствующие команды в другом параллельном окне. Можно заодно и немного поучиться этому программному языку. Имеется 10 шаблонов. Программа бесплатная. Требует лишь ее активировать посредством SMS. Мне, например, код активации был выслан за обещание разместить в блоге это объявление. Впрочем, утверждается, что и без активации программа будет работаь без ограничений.

Скачать ее можно здесь:
http://ahmt.net/Progra/htmledit.zip

Метки:  


Процитировано 1 раз

Фильм "Живой": можно ли оживить зомби? (возвращаясь к дискуссии)

Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 09:23 + в цитатник
 (235x169, 14Kb)
Размещенный ранее на Планете Рамблер пост, посвященный фильму "Жара", подвергся жесткому комментированию. Затем в центре дискуссии почему-то оказался фильм "Живой". Мои оппоненты считали, что первая лента не может нравится "по определению", а вот вторая - настоящий образец качественного кино. Закончился спор тем, что меня в письме попросили прокомменировать свое отношение к фильму "Живой". Странное дело, ник автора письма почему-то напоминал имя и фамилию известного кинообозревателя (надеюсь, что это все же не он, уважаемый мною режиссер). Желая узнать мнение пользователей на сей счет, я привожу здесь текст этого письма с некоторыми сокращениями и правками.

...
Большинство современных фильмов на военную тему производят на меня впечатление коньюнктурности, желания их создателей воспользоваться интересом общества к столь непростой теме. В таких произведениях зачастую очень много общих мест и деклараций, сводящих на нет их художественную ценность. Например, "Мой сводный брат Франкенштейн" спасает только то, что в нем художественно представлен вполне определенный психиатрический синдром, делающий фильм мало-мальски убедительным. К сожалению, после просмотра фильма "Живой" не можешь отделаться от мысли, что и эта лента несвободна от подобных недостатков.

Так, в частности, сцены с киданием денег и расправы при помощи сабли с продажным фронтовым другом, постоянное пьянство героя - попытка показать надрыв искалеченной души. Но сравните эти фрагменты с видеорядом из "Астенического синдромом" Киры Муратовой. И хотя эта лента не относится к "военным", в ней воссоздана сюрреалистическая ситуация всеобщего надлома, которая производит очень сильное впечатление.

Еще одно замечание касается сюжетной линии встречи главного героя фильма с молодым священником отцом Сергием. В этом эпизоде реализована попытка показать ситуацию бывшего участника войны в мировоззренческом ключе. Но, опять же, вспомните фильм "Остров". Там тоже изображена война, предательство, покаяние. Однако, согласитесь, глубина художественной трактовки вечных вопросов в последнем случае совсем иная. И сравнение вовсе не в пользу обсуждаемой ленты.

Немного о Ремарке, упоминание которого почему-то так заинтересовало моего оппонента: меня этот писатель поражает тем, как искуссно он показывает скуку и усталость тех, кто пережил войну. Это ощущение в его тексте прослеживается в каждой повседневной мелоче. Ремарковский стиль заставляет всерьез прочувствовать атмосферу всеобщей опустошенности.

И напоследок: фильм "Живой", конечно же, вовсе не так плох. Его отрицательные оценки, безусловно, были несколько усилены в пылу полемики. И тем не менее, если его сравнивать с упоминавшимися в письме фильмами, то, увы, - он проигрывает. И с этим ничего нельзя поделать. Как говорят закоренелые интернетчики, IMHO. Таково мое скромное мнение. Больше мне к этому добавить нечего.

Что же касается заголовка поста об оживлении зомби, то это скорее художественный трюк для привлечения читателей. Мы-то с вами точно знаем о том, что мертвое никакой реанимации не поддается.

Сергей Выгонский, психиатр

При републикации необходима ссылка на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/

Метки:  

Фильм "Жара" как источник интеллектуальных прозрений (возвращаясь к дискуссии)

Суббота, 28 Июля 2007 г. 07:44 + в цитатник
__жара 2 копия (209x122, 33Kb)

В феврале этого года на Планете Рамблер я разместил пост, в котором изложил свои впечатления от просмотра фильма "Жара". В угаре полемики я сравнил эту ленту с фильмом "Солярис" - экранизацией одноименного романа С.Лема. Неожиданно для меня эта запись вызвала поток критики, суть которой сводилась к известному восклицанию "не трогайте своими грязными руками высокое и светлое". Под последним, конечно же, подразумевались кинематографические рефлексии знаковой фигуры - его создателя А.Тарковского, имидж которого воплотил в себе чаяния советской эпохи о свободном интеллектуальном творчестве.

Следующим этапом в мой адрес посыпались обвинения в том, что я сравниваю попсовую видеопродукцию с высокоинтеллектуальными образцами человеческого креатива. Затем критика, не утихая, почему-то переключилась на фильм "Живой", случайно упомянутый в комментариях. Мои оппоненты были убеждены в том, что интерес к "Жаре" есть признак невзыскательности вкуса, а вот эстетическое удовольствие, получаемое от общения с "Живым" - это нечто, значительно более высокое.

Конечно, я утрирую суть дискуссии. Но, возвращаясь к теме качества сравниваемых образцов, я решил прокомментировать свое отношение к теме "Живого", чо намерен сделать в следующей следующей записи. Сейчас же вниманию аудитории будет представлен тот самый пост, который всколыхнул пласты великой недюженной пользовательской мысли. Надеюсь, это поможет воссоздать тогдашнюю атмосферу интеллектуального поиска, мозгового штурма, настроения бури и натиска. Итак, перед вами реминисценция, возвращение к пройденному, кадр дубль два: "Жара" - помрачение рассудка (с уважительным предыханием).

...
Посмотрел фильм "Жара". Создалось впечатление, что мы видим римейк "Соляриса" -       знаменитого фильма начала 70-х, созданного А.Тарковского. Все тот же мир фантазий, воплотивший потаенные страхи героев и их чаяния, все тот же мыслящий океан Солярис за кадром. Моряк, которого бросила любимая, встречает девушку ослепительной красоты, парень, стремящийся стать актером, получает заманчивое предложение сняться в фильме, темнокожий
реппер сталкивается со скинхедами.

Главные герои фильма блуждают по закоулкам собсвенного подсознания, хотя выглядит это как вылазка из ресторана, где заточен друг с его неоплатными долгами за общемитовский обед, цель которой - разменять сто баксов. И всю эту кутерьму молнией пронзает блестящая сюрреалистическая фраза "Когда я не хотела играть, я кусала пианино". В итоге все попадают в отделение милиции - известное место встречи всех российских нонкомформистов, которое изменить нельзя. Здесь же сбываются их желания и наступает долгожданный happy end.

Объяснить эту череду запутанных ситуаций не в состоянии психология и даже психоанализ. Это - чистейшей воды предмет разбирательства для клинической психиатрии. На самом же деле эта надрывно-психушечно-экстатическая действительность максимально соответствует нашему повседневному менталитету. И с этим ничего нельзя поделать. Одним словом, жара -помрачение рассудка.

Вот, собственно говоря, те причины, из-за которых мне понравился фильм.


Метки:  

Я не маргинал

Среда, 25 Июля 2007 г. 19:28 + в цитатник
 (230x224, 12Kb)

Так уж случилось, что  мои посты анонсировались в сообществах, населенными представителями молодежных субкультур. В частности, анонсы некоторых моих экскурсов в область экзистенциальной психологии, изучающей, как известно, страх смерти, чувство вины, заброшенности и отчуждения,можно было встретить в различных gothic community. Причем, к моему великому удивлению, такие записи не удалялись.

Видимо, мои рассуждения на тему бренности всего живого и общечеловеческой рефлексии по этому поводу как-то вписывались в мрачную готическую стилистику. Потому, встретив объявление об очередном обновлении психоаналитического блога где-нибудь среди черно-белых фотографий, отображающих кладбищенскую архитектуру и молодых людей с лицами падших ангелов, не удивляйтесь этому.

Замечу, что я не посвящен в готические таинства, как говорится, "по определению", в силу чисто возрастных особенностей. Поэтому со всей ответственностью заявляю: я - не представитель какой-либо субкультуры. Равно как не вхож и в иные объединения подобного рода. Также готов всячески засвидетельствовать то, что не являюсь маргиналом. Хотя, возможно, некоторые мои публикации производят именно такое впечатление.


Метки:  

Поиск сообщений в sv-online
Страницы: 48 ..
.. 4 3 [2] 1 Календарь