-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv-online

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) novate pravoslavie Sacrament The_Best_in_Internet Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5055

Психология, социальная психология, психоанализ, культурология, литература, фильмы, media, Интернет, киберпсихология, футурология - темы этого блога. Размещенные в нем материалы являются авторскими и написаны Сергеем Выгонским - психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком, членом Союза журналистов России. Авторская страница "Сергей Выгонский: общество глазами психоаналитика" Републикация материалов возможна только при условии указания автора и ссылки на первоисточник.

© Выгонский С.И., 2007-2012г.





Книга автора «Как выжить в эпоху Интернета: социальный психоанализ для непосвященных»



---NEW!!--Читаем, обсуждаем мои последние статьи:
"Компьюрерра: Насколько сексуален Линукс? Мнение фрейдиста".
"Kino-teatr.ru: Бессознательная алхимия кино: распад и гниение"
"Kino-teatr.ru: Бессознательная алхимия кино: поиск и триумф"
"hpsy.ru: Административная деятельность глазами экзистенциалиста"

Лучшие записи блога:

ЛИТЕРАТУРА: Бог как PR-технология (читая Пелевина) Кто они - дети из камеры хранения (читая Рю Мураками)? Гуманиды третьего тысячелетия (читая повесть Сергея Минаева "Media Sapiens") Психопатология и искусство: будущее глазами Стругацких Книга "iКона: Стив Джобс" Книга М.Кундеры "Невыносимая легкость бытия" После прочтения книги Джеффа Нуна "Нимфармация"

КИНО: Так ли уж хорош доктор Хаус? Фильм Ларса фон Триера "Антихрист" Фильм Н.Михалкова "Двенадцать" глазами психотерапевта Тема "ветхости бытия" в фильмах А.Тарковского Фильм "Жара" как источник интеллектуальных прозрений Как выглядит ипохондрический ад (фильм "Сны Акиры Куросавы") Фильм А.Звягинцева "Изгнание" " Фильм "Тупой жирный заяц" Фильм Сергея Лобана "Шапито-шоу". фильм "Опасный метод" (Фрейд против Юнга. Борьба за Сабину Шпильрайн) Фильм Сокурова "Фауст" Фильм "Полночь в Париже"

МАСС-МЕДИА Революция как гомосексуальная фантазия (читая Ульянова) Некрофилия как мировоззрение (читая Ульянова) Архетипы в программах политиков Тайные стороны рекламы: символ и суггестия Маркетинговые войны: религия против Дарвина? Психопатология современных масс-медиа www.liveinternet.ru/users/sv-online Упадническое искусство, шаманская наследственность и психиатрия

ФУТУРОЛОГИЯ: Возникнет ли искусственный разум? Время скоро остановится? Планете угрожают климатические войны? Ожидают ли человечество генетические войны? Будущее Интернета (исследование ресурса Netfuture.ru) Будущее Интернета: кирилические доменные имена Лысый и сумасшедший - человек далекого будущего? Ожидается мировой голод?

СНОВИДЕНИЯ: Толкование снов: прогулка по берегу реки Сон про сходку правых и левых сил Сон про гардеробную и снег Толкование снов: универсальные схемы или индивидуальные объяснения? Сон о превращении воды в вино (почти евангелический сюжет) Сон про мертвых политиков Сон о кладбище Сон об умершем любимом Сон про двух ангелов Сон про город Овод как предвестник проблем Девушка из криминального района Бегство от маньяка . Бегство от собаки-монстра К чему снятся мертвые? "Сны Родиона Раскольникова Плоды и матери видят одинаковые сны

ПСИХОЛОГИЯ: Что означают аватары Популярная литература по психоанализу Почему мужчинам нравятся блондинки? Что такое глубинная психология Что такое коллективное бессознательное? Где искать коллективное бессознательное (читая К.Юнга) Заметки психотерапевта: медитация о вечном С каких книг следует начать изучение теорий К.Юнга? Что в России боятся больше всего?

ПРАКТИКУМ: Психотренинг: остановить время Психотренинг: Что я делаю в этом мире Городской сталкинг: измени свое восприятия Политический психотренинг:Как убедить Красную Шапочку? Как в медитации выглядит внутренний учитель? Эффективная жизнь: что лучше - расшифровка снов или самовнушение? Что такое медитация? Медитация как устройство для пилотируемых полетов Медиация - путь к себе? Ведение дневника как метод психотерапии Возвращаясь к блоготерапии Каков рейтинг специалиста?


ИНТЕРЕСНО ВАШЕ МНЕНИЕ: Библиотерапия в Интернете: опрос
Вопрос к тем, кто практикует контроль над сновидениями


Желающие могут ответить на анкету "Ваше отношение к киберпсихологии"




Одержимость в эпоху некромодерна (первое приближение)

Вторник, 30 Октября 2007 г. 22:17 + в цитатник
Написал статью "Одержимость в эпоху некромодерна (читая С.Пекреслегина)". Конечно, комментарий к материалу известного петербургского исследователя, вышедшей в мае этого года в рассылке "Мифополитология, или о тех, кто правит миром" достаточно сдержан. И носит рабочий характер. Но все равно куда-то ее пристраивать нужно.

Метки:  

Где искать коллективное бессознательное (читая К.Юнга)

Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 11:14 + в цитатник
 (241x180, 8Kb)
Коллективное бессознательное, генетическая память, родовые воспоминания - красивые идеи, овладевшие умами ученых еще с конца 19-го века. В наши дни этими словами пользуются не только психологи и психотерапевты, но и широкий круг специалистов, не связанных с консультированием больных людей, - культурологи, рекламисты, политтехнологи, историки.

Казалось бы, об этой зоне психики известно все. Однако когда я разговариваю об этом с кем-либо, нередко выясняется, что разговор между мною и моими собеседниками нет полного понимания. Особенно много споров возникает относительно материала, анализ которого позволяет делать вывод о влиянии на него коллективного бессознательного. Решив еще раз вернуться к этой теме, я обратился к статье К.Юнга "Концепция коллективного бессознательного", опубликованной в 1961г. в знаменитом сборнике "Человек и его символы", призванном популяризировать юнгианскую психологию.

Безусловно, сны являются самым доступным материалом, предоставляющим исследователю информацию о ситуации, сложившейся в бессознательных областях души. Юнг в очередной раз акцентирует на этом внимание: "Основным источником та­кой информации являются сновидения, которые обладают тем преимущест­вом, что, будучи непроизвольными, спонтанными творениями бессознатель­ной психики, представляют, следовательно, явления природы в чистом виде, не фальсифицированные с какой-либо сознательной целью".

Не менее любопытная информация может быть получена в результате изучения человеческих фантазий. Швейцарский психиатр пишет об этом так: "Другим источником необходимого нам материала, может служить "активное воображение", под которым я подразумеваю последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрацией. Я установил, что наличие нереализо­ванных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сно­видений, при осознании фантазий, сновидения меняют свой характер, стано­вятся слабее и появляются реже".

Определенную ценность в этом плане представлют особые состояния, которые менее доступны для исследователя. По словам создателя аналитической психологии, "очень интересные источники архетипических материалов могут быть обнаружены в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в со­стоянии транса и сновидениях раннего детства: с трех до пяти лет".

В последнем случае предлагается проводить парралели между такими эксклюзивными продуктами человеческого ума и определенного рода общественными феноменами. В этой рекомендации проглядывается главный момент юнгианского подхода. Юнг отмечает: "Такой материал имеется в избытке, но он не будет иметь ценности, если исследователь не сможет найти убедительные мифологические параллели. Ес­тественно, что недостаточно просто увязать сновидение о змее с соответст­вующим мифологическим примером, так как никто не может гарантировать, что функциональное значение змеи в сновидении является тем же, что и в мифе. Для того, чтобы провести обоснованную параллель, необходимо опре­делить функциональный смысл индивидуального символа, а затем выяснить, имеет ли внешне параллельный мифологический символ одинаковый кон­текст и, следовательно, одинаковое функциональное значение".

Мой опыт публикаций на эту тему показывает, что, почему-то, именно методика проведения мифологических параллелей вызывает особое сопротивление со стороны технократически ориентированных оппонентов. При этом меня зачастую обвиняют в некомпетентности, а психоанализ фактически объявляют лженаукой. Честно признаюсь, я уже устал спорить по этому поводу. Хотя, убежден, в этой части рассуждений Юнга все наиболее убедительно и чисто с методологической точки зрения.

Как бы то ни было, определение нужного материала для исследований, его выделение из общей массы душевных флюктуаций граждан - весьма непростое, но вместе с тем важное занятие. Правильно организовав этот этап исследования, можно многое узнать о себе и других.

Сергей Выгонский, психиатр

PS: Думаю, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все тексты, публикуемые в психоаналитическом блоге, принадлежат автору блога. Однако в чисто технических целях, поскольку некоторые материалы целиком переносяться на другие ресурсы без соглашения автора, крупные материалы, в отличие от небольших заметок, автором подписываются.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Как выглядит ипохондрический ад (возвращаясь к фильму "Сны Акиры Куросавы")

Суббота, 27 Октября 2007 г. 08:13 + в цитатник
 (283x222, 4Kb)
Какое-то время назад я опубликовал посты о кинематографических адских зонах. В постах упоминались пресподняя, которую описал итальянский режиссер Ф.Феллини, а также экранизация одноименной части знаменитой поэмы Данте "Божественная комедия", снятая английским мастером артхауса П.Гринуэем.

Недавно, просматривая старые записи блога и увидев эти записи, я вспомнил о том, что собирался описать еще одно кинематографическое царство мертвых. Речь идет о последнем фильме прославленного японского мастера "Сны Акиры Куросавы". Эта лента состоит из нескольких новелл. В одном таком фрагменте показан демон и человек, который каким-то образом столкнулся с ним. Напомню, что слово "ипохондрический", вынесенное в заголовок поста, означает соредоточенность на своем здоровье, обеспокоенность болезнями, нередко не существующими вовсе.

Демон страдает жесточайшими приступами головных болей. Из его рассказа следует, что из-за экологических проблем резко ухудшилось качество питания тех, кто населяет это скорбное место. Естественно, что определенный вклад в кризис внесли химическая промышленность и неудачные эксперименты с расщеплением атома. Более статусные особи демонической иерархии поедают менее значимых. По этой причине все страдают различными нарушенями здоровья, в том числе головными болями. И поскольку всем дарована вечная жизнь, то эти ипохондрические страдания будут вечно сопровождать "подземную" элиту. В конце же этой кинематографической новеллы человек в ужасе убегает прочь, оставив страдать демонов, лежащих на земле около радиоактивных озер.

Присмотревшись повнимательней к этой катинке, мы без труда угадаем персонажей, привнесенных в кинематограф из литературы. Безусловно, Куросава находился под большим влиянием японского писателя Акутагавы, творившего в эпоху переловами и европеизации японской культуры. И поскольку трагичная судьба литератора включила в себя отягощенную наследственность (душевно больная мать) и самоубийство в молодом возрасте, все это наложило определенный отпечаток на его мировоззрение и творчество. Демонические личности с медицинскими проблемами - типичные персонажи его художественных произведений.

Надо заметить, Куросава тяготел к экранизации литературной классики, в том числе западной. Например, в число авторов, чьи произведения были им экранизированы, находятся В.Шекспир, Ф.Достоевский и М.Горький. Правда, их сюжеты были воплощены в формы, типичные для средневекой Японии. Так, интересы короля Лира в фильме "РАН" защищают отряды живописных самураев.

Был ли провидцем кинематографист из Страна Восходящего Солнца? Можно ли в его лентах найти откровения о грядущем. Пожалуй, да. Достаточно, взглянуть на эту кинокартину сквозь призму теорий трансгуманизма, описывающих утопическое будущее человечества, люди в котором, благодаря использованию новых технологий, будут жить вечно. Но не придется ли им, на манер кинематографического демона, мучиться от последствий генетического клонирования, приводящего к появлению уродств, или от осложнений кибернетической модернизации тела, о которой так любят рассуждать трансгуманисты?

Как бы то ни было, наше будущее - самый ценный ресурс на планете. И стоит, по-видимому, прислушаться к откровениям человека, творящего на стыке культур - восточной и западной.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Политика и психоанализ (авторская рассылка на Subscribe.ru)

Четверг, 25 Октября 2007 г. 21:46 + в цитатник
Только что подписчики получили 28-й выпуск рассылки "Социальный психоанализ от Сергея Выгонского" Рассылка выходит более 2 лет через почтовый сервис портала Subscribe.ru. Название выпуска - "Политическая психология".

Вполне логично эта серия писем продолжила тематическую линию, начатую предыдущим выпуском, посвященному психологии рекламы. Согласитесь, эта отрасль прикладного знания, по сути является частным случаем все той же науки убеждать - PR и рекламного дела. На этот раз душевные особенности наших соотечественников рассматривались с позиций экзистенциальной теории (раздел 1 «Почему избиратели участвуют в выборах?»), культурологи (раздел 2 «Выборы и культура: текст в тексте»), фрейдистского психоанализа (раздел 3 «Какого цвета пиар: «голубого» или «черного»?).

Напомню о том, что основой этой ежемесячной рассылки являются авторские материалы психоаналитического блога, который веду я, то есть психиатр и психотерапевт Сергей Выгонский. Рассылаемые тексты предназначены для широкой аудитории и адресованы всем, кто интересуется социальным психоанализом, психологией массового сознания, психоаналитической культурологией, киберпсихологией, футурологией.

Кроме того, в рассылке размещается информация о новых публикациях автора, новостях его психоаналитического блога.

Стать пописчиком рассылки можно ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Метки:  

Момент асексуальной истины

Среда, 24 Октября 2007 г. 00:22 + в цитатник
Женщина, которая разговаривает по телефону в тот момент, когда ты ее поздравляешь и целуешь, асексуальна.

Метки:  

Кладбище как профилактическое средство против нездорового образа жизни

Воскресенье, 21 Октября 2007 г. 10:10 + в цитатник
 (240x213, 2Kb)
Недавно мне пришлось услышать весьма поучительную историю о чересчур инициативных активистах-общественниках. Представитель вновь созданной общественной организации обратился к пресс-секретарю управленческой структуры с просьбой оказать содействие в организации экскурсии.

Куда? В музей патологоанатомической кафедры, созданной при медицинском университете. Кто будет в роли посетителей? Молодежь, вступающая в самостоятельную жизнь. Для чего? А для того, чтобы вид находящихся в стеклянных банках законсервированных легких легких, принадлежащих умершему курильщику, напрочь отбил у юношей и девушек желание курить.

Мой знакомый, присутствовавший при этом рассказе, не удержался и прокомментировал его в лучших традициях черного юмора.

- Думаю, - сказал он, - что общественникам, пытающимся изо всех сил привлечь внимание широких масс, следовало бы изменить место встречи. Лучше всего для этих целей подошло бы кладбище, где экскурсантам можно было бы сказать: "Чтобы вы не делали, все равно в итоге окажетесь здесь". Уверен, что после этого количество последователей здорового образа жизни значительно увеличилось бы.

Пресс-секретарь оказался здравомыслящим человеком и никакого содействия в организации этой сомнительной акции не оказал. А мораль сего повествования такова: как бы не хотелось славы, оставайтесь в рамках дозволенного. Помните о принципе реальности, описанном Фрейдом. Иначе фантазии могут завести их творцов неизвестно куда. А, точнее, туда, откуда уже не возвращаются.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  


Процитировано 1 раз

Борьба со злом

Воскресенье, 21 Октября 2007 г. 01:30 + в цитатник
Если вы имеете какие-то вредные привычки, то самый главный метод борьбы с ними - не делать из них ритуала.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Всему приходит конец (альбом Мумий Тролля "Амба")

Суббота, 20 Октября 2007 г. 12:00 + в цитатник
 (240x180, 4Kb)
Совсем недавно прослушал альбом Мумий Тролля "Амба" (2007г.). Признаюсь, меня творчество этого исполнителя заинтересовало после того, как я посмотрел фильм "Похитители книг". Кроме того, манера пения Ильи Лагутенко чем-то напоминает "мяукающий" стиль одного из ветеранов бурных 60-х - Майка Джаггера и его группы "Rolling Stones". А если углубиться в прошлое - то и самого Вертинского.

Находясь во власти таких ностальгических настроений, я, проезжая через весь город по дороге домой, прослушал почти весь последний альбом нашего героя (и это единственная польза от автомобильных пробок). Надо сказать, вопреки обыкновению, у меня после такого прослушивания появилось масса ассоциаций и мыслей.

Прежде всего создалось впечатление, что Илья настроен прервать свою певческую карьеру. Либо подумывает сделать резкий вираж в сторону, ибо то, что создается им сейчас лишено для него глубокого смысла, каковой должен озарять путь любого творца - будь то литератор, дизайнер, кинематографист или, как в нашем случае, представитель музыкальной индустрии. Обращаю внимание на то, что это исключительно мои предположения.

На чем же они основываются? Альбом проникнут финалистическими настроениями, своего рода ситуационным трагизмом. Видно, автор находиться в состоянии, во время которого приходит осознание необходимости что-то менять в своей жизни и в своем творчестве.

Вслушайтесь в строчки его песен. "Все криво и сыро. Остекленелые взгляды мира убийственно некрасивы", "Ты увидишь закат всех империй разом" (RU.DA). Или же:"Стихи не вышли, ни мои песни. Как будто витражем был, стал блеклым стеклом. Как будто мой океан в одну секунду стал пресным", "Только я зачем тут?". ("Как будто"). А вот еще: "Кто ушел из этой банды первым, кто устал или подвели вдруг нервы" ("Банда"), "И если честно то собирайся" ("И если честно").

Темы расставания, одиночества, завершения дел, их бессмысленности, бегства от повседневности типичны для этого альбома. Конечно, все можно было бы объяснить декадетскими настроениями Лагутенко (по моему определению, он принадлежит к софт-декадансу ("мягкому декадансу"). Отсюда - плавающая логика текстов, их внешне логическая разорванность, тяготение к стилистике "потока сознания".

И тем не менее... Впрочем, будущее покажет.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Скандальный Лем (возвращаясь к старым психологическим комплексам)

Пятница, 19 Октября 2007 г. 23:36 + в цитатник
Удивительное дело! Год назад, когда вышла моя рассылка с материалами, написанными по моим впечатлениям от книги Станислава Лема "Фантастика и футурология", от неее тотчас отписались пользователи в немыслимых количествах.

Хотя, казалось бы, что может сказать нам польский писатель Лем, пик популярности которого прошел примерно 30 лет тому назад. Ан нет! Оказывается, есть граждане, лишенные толерантности к литературным метафорам, в том числе отличающимся эротическими оттенками. Об этом я писал в своей статье "Сексуальная революция в Интернете", опубликованной в мае этого года в Вебпланете. И сейчас ситуация повторяется один-в-один.

Не успел я разместить ссылку на свою статью "Метаморфозы Эроса в зеркале футурологии(читая С.Лема), опубликованную в малотиражном (если можно так выразиться) культурологическом издании, как тотчас нашлись те, кто не просто вышел из числа постоянных читателей психоаналитического блога, но и обвинил меня в тяжких грехах ( в христианском понимании). Извините, а чем именно должен заниматься психиатр? Ангелами, которые летают в небе?

Следом, видимо, уже будучи, сенсибилизированы тематикой блога, выходят из числа постоянных читателей еще двое. Причем, их выход совпал с публикацией в блоге безобиднейшей "Молитвы автора". Вот оно, коллективное бессознательное, комплексы общественного сознания.

И все эти мысли пришли мне после просмотра фильма А,Гримальди "Философия будуара маркиза де Сада". Кстати, этот фильм никаких вольностей не содержит. А сей пост есть разновидность психоаналитической рефлексии относительно тех мелких событий, которые происходят вокруг психоаналитического блога.

Метки:  

Молитва автора

Четверг, 18 Октября 2007 г. 22:11 + в цитатник
(с)Выгонский С.И., 2006

Господи! Дай мне хорошего издателя! Умного и покладистого, высоко оценивающего мои тексты. Такого, чтобы безоговорочно и без правок публиковал бы все мои материалы, и не забывал бы вовремя выплачивать мне авторские гонорары.

Господи! Пусть мои настоящие издатели, какие бы они не были, живут долгие лета! Здоровья им и всяческого процветания!

И пусть не забывают они о том, что без таких интересных авторов как я их on-line издания никому бы не были бы нужны.

Господи! Вразуми моих читателей, дай им хорошое зрение и внимание, чтобы они могли разыскать мои статьи в глубинах всемирной сети.

Дай им ум, чтобы они поняли написанное мною во время ночных бдений. Пробуди в них интуицию, чтобы они могли понять то, о чем я вовсе не собирался писать.

И пробуди в них силы, чтобы они могли написать о своем впечатлениях моим издателям.

Аминь!

Метки:  

Эротическая фантастика как источник футурологического вдохновения

Воскресенье, 14 Октября 2007 г. 16:48 + в цитатник
Можно ли изучать эротическое в фантастической литератере и на этом основываться в своих футурологических штудиях? Оказывается, можно. С некоторым опозданием сообщаю, что в августовском выпуске культурологического интернет-издания Relga.ru опубликована моя статья "Метаморфозы Эроса в зеркале футурологии (читая С. Лема)".

Приведу здесь начало статьи:

"Когда футуролог заявляет о том, что он в поисках материала для своих прогнозов обращается к беллетристике, выполненной в жанре Science Fiction, такое положение вещей, безусловно, следует считать дурным тоном. Однако, если отнестись без предупреждения к любым художественным текстам как к своего рода отчетам, написанным экспертами после экспериментов с собственным воображением, результат использования таких источников может оказаться вполне сносным.

Поэтому я, как психотерапевт, имеющий опыт психологической интерпретации подобных произведений, решил пренебречь общественным мнением и пустился во все тяжкие. На этот раз отправной точкой анализа стала книга Станислава Лема "Фантастика и футурология". Не менее сомнительной оказалась и тема, выбранная для комментирования. Любовное чувство и футурология - что общего между ними? Не судите автора слишком строго - он пишет, как может."

Полный текст статьи можно найти на моей авторской странице по ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Метки:  

Маркетинговые войны: религия против Дарвина?

Воскресенье, 14 Октября 2007 г. 10:55 + в цитатник
Gazeta.ru опубликовала 9 октября информацию с интригующим названием "РПЦ обвинила ПАСЕ в пропаганде теории Дарвина". В публикации говорится о том,что представители церковных кругов критически оценили заявление ПАСЕ о том, что теория эволюции является фундламентальной научной теорией и рекомендована для преподавания в европейских школах в качестве основной доктрины, объясняющей происхожднение жизни. Напомню, что ПАСЕ - это Парламентская ассамблея Совета Европы.

Итак, создан прецедент. Мы невольно стали свидетелями уникального исторического момента - зарождении новой ментальности, которую я бы, по примеру известного религиозного философа Н.Бердяева, назвал Новым Средневековьем. Если раньше в умах сограждан проходила четкая пограничная линия, разделяющая науку и миф, метафору, внутренний психологический символ, то сейчас наконец-таки свершилось то, что должно было произойти. Грань между явью и нереальным исчезла. И самое время подменить одно другим.

Заметьте, не предложить в виде толкования событий трансцендентного (запредельного) мира, который параллелен материальному, и относительно которого можно спорить - существует он или нет. А предоставить (читай, навязать) как законченную научную данность. Хотя эта данность базируется не на строгом методологически чистом, научном доказательстве, на на вере, убежденности. Вспомните хотя бы знаменитое "Верую, ибо абсурдно". И сейчас нам вместо доказательства предлагаются очередные идеологические конструкции, внедряемые общественными медиа-механизмами.

Медицине известны состояния, когда разум человека перестает воспринимать логические противоречия, принимая все сказанное другим за чистую монету. Это - гипнотический транс. И сегодня все мы, или по крайней мере, часть из нас, постепенно погружаемся в аналогичное массовое состояние.

Думается, что за этой ситуацией стоит банальная борьба за власть, влияние, наконец, ресурсы - духовные, инновационные, или материальные. Словом, можно предположить, что в основе этого столкновения - желание навязать стандарт мысли. Другими словами, это - типичная маркетинговая война, приз в которой - это мы с вами, уважаемые россияне и сограждане ближнего зарубежья.

Сергей Выгонский, психиатр

Метки:  

Движущиеся тени (кино как символ виртуальной эпохи)

Суббота, 13 Октября 2007 г. 09:04 + в цитатник
Замечено, что современное художественное творчество существенно отличается от форм, имевших распространение, скажем, в 18м или 19м веке. Например, вы не найдете в нынешних СМИ романов с продолжением, которые получили распространение в эпоху расцвета газетного дела (конец XIX-начало XX века). На смену им пришли чрезвычайно поляризованные и специализированные художественные тексты. Иногда я называю российский книжный мир драконом с четырьмя головами. Ими, как известно, являются детективный, фантастический, женский и интеллектуальный роман. А исторические тексты постепенно становятся чистыми nonfiction произведениями.

Точно также сегодня угасает интерес к опере и классическим театральным постановкам. Непосредственное действо на подмостках заменяется изощренным смонтированным видеорядом. Как мы видим, пространство кинематографического вымысла становится одним из главных культурных продуктов современности. Это – визуализация художественного текста.

Последнее в значительной степени сближает кинематограф с другими формами современной культуры, в том числе с такими киберкультуральными феноменами, как программные интерфейсы и web-страницы. Нетрудно догадаться, что реалистичности восприятия окружающей действительности такая трансформация человеческого субъективного пространства вовсе не добавляет. Фактически человек все больше оказывается во власти своих фантазий – естественных, порожденных случайным образом, и искусственных, пробуждаемых искусными мастерами маркетинга.

Киноэкран с движущимися фигурами – идеальное место для проекций человеческого разума. Обычно сознание выбирает одного из героев фильма, максимально соответствующего личности зрителя. Далее включается механизм сопереживания. В этом случае сюжет фильма приобретает терапевтическую ценность, поскольку в ходе его решается какая-нибудь проблема человека. Кинематографическое действо определимо через юнгианскую метафору «путешествия», во время которого  герой фильма пускается во все тяжкие. В результате он становится мудрее. Однако нередко конец такой истории трагичен. Одним словом, именно с этой модели будет делаться жизнь человека. Именно так она приобретает какой-то смысл, немного приподнимаясь на скукой и суетой повседневного.

Героического на земле давно не осталось. Героическим может стать только то, что сопоставимо с событиями, происходившими в мифологические времена. Кинематограф предоставляет подобную возможность. Такова схема современного мифообразования, увлекающего на совершение подвигов все новых и новых адептов.

Сергей Выгонский, психиатр
--------------------------------------------------
Опубликовано в 24 выпуске рассылки "Социальный психоанализ от Сергея Выгонского" (февраль 2007г.)

Метки:  

Когда ты окажешься за порогом смерти

Понедельник, 08 Октября 2007 г. 23:53 + в цитатник
Иногда меня спрашивают, для чего следует заниматься психотренингом. Я отвечаю таким людям, что эти занятия необходимы им хотя бы для того, чтобы иметь силы вступить в бой, когда они будут находиться за порогом смерти. Надо сохранять готовность для встречи с неведомым.

Из цикла "Здесь-и-сейчас" (авторские афоризмы 1998-2000г.).

Метки:  

Исповедь эротоманки (Одри Тату в фильме "Любит- не любит")

Воскресенье, 07 Октября 2007 г. 19:13 + в цитатник
Недавно посмотрел довольно старый фильм с участием Одри Тату "Любит-не любит". Честно говоря, смотреть его я стал только потому, что хотел предложить обычную мелодраму жене, порядком уставшей от артхаусных изысков (типа "эстетического" каннибализма" Питера Гринуэя). Эта лента произвела на меня неожиданное впечатление.

В первой части фильма мы видим заурядную любовную историю. Затем неожиданно выясняется, что все перепетии непростых взаимоотношений студентки художественного колледжа (ее играет Одри Тату) с кардиологом происходят исключительно у нее в голове. Вторая часть фильма посвящено именно такой доскональной интерпретации событий, "однобоко" представленных в первой части. Заканчивается все, как и следовало ожидать помещением главной героини в психиатрическую клинику, где она вместо приема лекарств, создает из таблеток портрет своего возлюбленного.

Надо признать, франзузский кинематограф находится сейчас на подъеме, спасая тем самым от американизации европейское кино. Очень трудно представить в роли обезумевшей от любви студентки какую-нибудь звезду Голливуда. А романтическая Одри блестяще исполняет эту роль.

Ну, что же, пока жива европейская кинематографическая культура, у нас остается возможность альтернативного выбора между голливудским "фаст фудом" и тем, что мы привыкли потреблять с детства без ущерба для своей души.

Метки:  

Конец альтернативной истории (суд над внуком космонавта N)?

Суббота, 06 Октября 2007 г. 18:07 + в цитатник
Удивительные вещи происходят в околокинематографическом мире! Только что закончился судебный процесс, в ходе которого родственники известного космонавта судились с создателями фильма "Внук N" (ей-богу, не буду писать фамилию этого славного представителя советского времени, а то вдруг решат, что я тоже неправомерно использую эту фамилию).

Суд решил, что создатели фильма должны изъять из своего произведения все упоминания о герое. Таким образом, создан прецедент запрета на любой комментарий и любую фантазию по отношению к реальными персонажам истории.

Приверженцам альтернативной истории тоже, похоже, наступил конец. Ибо вздумай они где-либо написать о том же товарище С. из советской эпохи, как тут же их одернут родственники - мол, не было этого и все тут. Факты говорят о противоположном.

Думаю, аналогичным способом можно поприжать и футурологов с политологами, предсказывающими поражение тому или иному общественному деятелю. Такие вымыслы можно приравнять к дискредитации означенного руководителя. Словом, прочь руки от имиджа! Не хватайте своими грязными лапами за святое!

PS: Собирался написать о подвигах славного маркиза де Сада, да как-то боязно. Вдруг его родственники прознают про мои писания и того, туда же - в суд. А нанимать адвокатов нынче как-то накладно.

Метки:  

Бог как PR-технология (читая Пелевина)

Воскресенье, 30 Сентября 2007 г. 09:27 + в цитатник
God_as_PR 5 (250x188, 5Kb)
В новелле Пелевина "Фокус-группа" рассказывается о том, что некое Светящееся существо беседует с семью покойниками. Цель такого качественного социологического исследования - узнать, что усопшим нравилось больше всего. Для
кого-то были привлекательны "шоколадки, пончики с сахарной пудрой, пирожные". Кто-то был не прочь провести ночь на танцполе. Ну, а кем-то в качестве супербонуса выбирается полная коллекция европейского кино с момента его возникновения.

В какой-то момент гид по потустороннему миру переходит на условия осуществления таких желаний. При этом он сообщает участникам дискуссии о том, что тело похоже на воспоминание: "Эта память - как сон. А во сне все условно и зыбко. Ничего не
бойтесь. Самое страшное уже случилось." (С.326). В.Пелевин. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Избранные произведения. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

После таких разъяснений один из респондентов неожиданно формулирует суть проблематики: "Круг наших желаний ограничен опытом телесности. Мы вспоминаем о фильмах и сексе, потому что у нас были глаза и сами знаете что. Но мы даже помыслить не можем о чем-то таком, что лежит между двумя этими занятиями, не являясь ни одним из них. Вот в чем наша ущербность". (С.329).

Немного позже приобщающиеся к высшей мудрости узнают от космического гуру о том,
что будет изобретена машина, исполняющая все человеческие желания. Она будет называться Ultima Tool, "Рай-машиной" или "Глобатроном", хотя, возможно, кое-кому по душе будет название "Playstation 0".

Ну, что же, явление Бога людям в виде сверхтехнологии - звучит в полном соответствии с духом времени. Пожалуй, в наши дни таким метафизическим феноменом вполне может быть признана всемирная телекоммукационная система. Интернет как реализация божественного - ну, разве это не высшее воплощение эстетики hi-tech?

Метки:  

Мышь в коме, или злоключения компьютерного доктора

Вторник, 25 Сентября 2007 г. 23:55 + в цитатник
Диагноз был выстален с неврологической точностью. Дело в том, что в течение последних десяти дней по причине модернизации компьютерного оборудования у меня вдруг перестал определяться обычный диалаповский модем, подключаемый к COM-порту. Оказывается, в части случаев новые материнские платы не имеют внешнего COM-порта. Пришлось ставить то, что профсессиональные компьютерщики почему-то называют "клюшкой" - вывод сего атавистического коммуникативного канала вовне, на заднюю панель системного блока. После этого все и случилось.

Что только я не делал для того, чтобы реанимировать модем: переустанавливал систему, предлагал ей все новые и новые драйвера, выставлял в настройках оборудование других производителей. Но все это не имело никакого результата. Выхода в сеть не было. Тогда пришлось действовать в строгом соответствии с канонами медицинской науки. Больному (то есть компьютеру) были назначены анализы. Исследование в ДОСе посредством древнего CHECKITа показало, что внутренний COM-порт жив. Другими словами, центральная нервная система в виде материнки не была поражена.

После этого к пресловутому COM-порту была подключено столь же архаичное существо - мышь. Загрузка в ДОСе показала, что цифровой грызун парализован и на попытки обращения к нему взаимностью не отвечает. Консилиум в виде вашего покорного слуги, а также нескольких заочных консультантов позволил вынести вердикт: поражена периферия. Иными словами, у больного периферический паралич. Именно та самая "клюшка" была неизлечимо больна и не давала возможности маленькому животному наслаждаться всеми прелестями жизни. Обращение в сервисный центр подтвердило мою правоту. Нервишки пострадавшему зверьку подлечили, и вот модем ожил. И я снова с вами.

Метки:  

На чем должна основываться эротическая версия духовности?

Воскресенье, 16 Сентября 2007 г. 18:58 + в цитатник
Ранее в записи "Сексуальное влечение к вечности?" обсуждались философские интерпретации места любви и смерти в человеческой жизни.

Автор статьи "Эрос смерти" Е.К.Краснухина категорически против того, чтобы человеческий инстинкт любви был приравнен к банальному половому акту: "Сладострастно оргиастические состояния есть удовольствие от чего? Наслаждение чем? Наслаждение от соединения с сексуальным партнером такой ответ будет совершенно неудовлетворительным, с философской точки зрения. Всякое сладострастие экстатично, есть переживание некоего самоотречения, выхода из себя, слияния с безличным, изначальным бытием. Изначальным в том смысле, в каком варварство изначальнее культуры. В силу этого Эрос и отделим от пола".

И далее Е.К.Краснухина делает вывод о первичности влечения к красоте, что согласуется с данными эволюционной теории (красивое - генетически выигрышное, свидетельствующее о физическом здоровье; влечение к красивым людям приведет к рождению здоровых детей, которые впоследствии станут репродуктивно привлекательными людьми): "Двусмысленность, опасность, даже гибельность духовного Эроса происходит также от эстетической, а не этической доминанты эротического восхождения к совершенству. Абсолют трансцендентен эмпирическому миру, а назначение Эроса быть мостом, соединением реальности имманентной и трансцендентной, материально-телесной и идеально-ценностной. Эрос должен соединять в себе две природы духовную и чувственную. Поэтому есть все основания утверждать, что эротическую версию духовности следует строить на основе первичности влечения к красоте, а не к добру".

Источник: Е.К.Краснухина. Эрос смерти. В сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.

Некоторые терминологические пояснения к тексту:
Имманентный - обусловленный оособенностями самого явления.
Трансцендентный - выходящий за границы бытия.

Метки:  

Сексуальное влечение к вечности?

Суббота, 08 Сентября 2007 г. 09:09 + в цитатник
Недавно, перечитывая философские тексты прошлых лет, наткнулся на совершенно оригинальный взгляд на роль любви и смерти в жизни человека, а также на диалектику их взаимодействия. В статье Е.К.Краснухиной "Эрос смерти" делается попытка философского осмысления этого феномена. Напомню, что именно этим началам - Эросу (либидо) и Танатосу (мортидо) - придается большое значение во фрейдистских теориях, описывающих человеческую психику. Итак, предоставим слово российскому исследователю:

"Два рода эротического наслаждения известна человеку: блаженство спаения и наслаждение гибели, блаженство поглощения Я высшим бытием и сладострастие поглощения Я бездной ничто. Человеку доступны высшие и низшие зкстазы в силу дуализма его существа. Это есть не просто дуализм души и тела. Это есть дуализм страстного отношения человека к двум мирам: космосу и хаосу, полноте и пустоте, жизни и смерти, культуре и варварству. Человек не имманентен самому себе, социуму и истории. Он всегда есть стремление быть либо выше самого себя, либо ниже самого себя. Он есть желание сверхчеловеческого и желание недочеловеческого".

Источник: Е.К.Краснухина. Эрос смерти. В сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.

Некоторые терминологические пояснения к тексту:

Дуализм - двойственность, расщепленность.
Имманентный - обусловленный оособенностями самого явления.
Либидо - инстинкт продолжения жизни.
Мортидо (деструдо) - инстинкт влечения к смерти в позних теориях Фрейда и некоторых его последователей

Продолжение следует.

Метки:  

Поиск сообщений в sv-online
Страницы: 48 ..
.. 5 4 [3] 2 1 Календарь