-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv-online

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 6) Глобальная_политика novate pravoslavie Sacrament The_Best_in_Internet Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5054

Гуманиды третьего тысячелетия (читая повесть Сергея Минаева "Media Sapiens")

Суббота, 11 Августа 2007 г. 08:22 + в цитатник
 (267x200, 6Kb)
Комментировать то, что совсем недавно так шумно обсуждалось во множестве сетевых дневников - самое последнее дело. Однако заставить себя молчать перед лицом знаковых событий культуры - также весьма непросто. Безусловно, книга Сергея Минаева "Media Sapiens" очень сильно напоминает известный роман Пелевина "Generation "P", вколыхнувший порядком подуставшую интеллектуальную тусовку постсоветской эпохи. Здесь присутствует точно такая же зловонная пиаровская среда, почти те же лубочные образы политиков, банкиров, бизнесменов и бандитов, все та же атмосфера тотального надувательства "ботвы" во имя сиюминутного обналиченного счастья.

И тем не менее успех текста, в котором постулирована всеобщая подмена действительности некой иллюзией, симптоматичен. Это произведение недаром названо Media Sapiens. Образ человека, зомбированного масс-медиа, предлагается в качестве человеческого образца современности. И хотя в произведении этим неологизмом обозначен типичный представитель коммуникативно-массовой профессии, думается, что такая дефиниция применима не только к создателям снов, но и их массовому потребителю. Реалии же сегодняшних дней, обильно представленные на страницах книги, нужны, на мой взгляд, только для того, чтобы усилить эффект реалистичности всего происходящего в ней.

Разглядывая вечерний городской пейзаж, главный герой повести Антон Костиков размышляет о природе этого явления: "В это время горожане возвращались домой — кто с работы, кто из кино или ресторана, или просто из гостей. <...> Они заходили в свои квартиры в совершенно разном настроении и самочувствии: усталые и грустные, жизнерадостные и весёлые, раздражённые и благодушные. В общем, у каждого из них было собственное состояние души. Объединяло их одно — каждый входивший, спустя полчаса или меньше после попадания домой, включал телевизор, радио или залезал в Интернет. В этот момент он больше не являлся индивидуумом — он становился аудиторией".

Однако управлять другими, не имея внутри себя какой-то стержень, очень трудно. По-видимому, поэтому некоторые фрагменты книги откровенно перекликаются с наблюдениями мексиканского эзотерического антрополога Карлоса Кастанеды. Автор пытается показать нам медийный вариант бессознательной психики и взаимодействия с ней главного героя. Только в отличие от хрестоматийных описаний в сновидениях Антона Дроздикова архетипическим посредником между человеком и темными зонами души становится заурядный инструмент масс-медиа: "Я вспоминаю, что эффект декораций был в моём последнем телевизионном сне о театре. Точно! Я затягиваюсь и думаю о своих снах. Говорящий телевизор появляется как раз в те моменты, когда я стою на пороге каких-то важных проектов. Такое впечатление, что он ведёт меня к ним. <...> Шаг за шагом он открывает мне новые приёмы и фокусы манипуляции. Это мой проводник в медиа. Да. Иначе это не объяснить. Ведь не сошёл же я с ума, правда? Иногда мне кажется, что это самая настоящая реальность. Да что там — картинки, которые показывает мне телевизор во сне реальней самой реальности. Они — изнанка декораций, которые люди называют реальностью".

Интересно, что же все-таки предлагает нам автор? Зовет ли нас в светлое управляемое будущее, где исполнятся все мечты, пусть даже только виртуально? Или же, напротив, предостерегает от наступления очередной социальной антиутопии - на этот раз медийной? Какой бы вариант будущего не предлагался, проблема свободы для Media Sapiens не стоит ни в каком виде. Равно как не существенно для него различение реального и фантастического.

Что же тогда наиболее важно для представителя нового биотехнологического вида? Ответ известен. Это - возрастающий поток новых впечатлений, способных удивить, взбодрить, напугать, релаксировать, отвлечь. Одним словом - даешь гуманоидам третьего тысячелетия накал страстей и экстрим ощущений. И никаких гвоздей.

Сергей Выгонский, психиатр

При републикации помимо сведений об авторе необходима также ссылка на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/
Метки:  



Максиморон   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2007 г. 11:59 (ссылка)
Спасибо. Теперь можно не читать эту гадость. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Sunny1586   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2007 г. 13:24 (ссылка)
А мне наоборот захотелось прочитать)
Ответить С цитатой В цитатник
Максиморон   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2007 г. 15:39 (ссылка)
Sunny1586, это потому что ты уже стала аудиторией. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Reb_Ellion   обратиться по имени Вторник, 14 Августа 2007 г. 10:02 (ссылка)
Да ну так. Распиарено слишком. Сплошная вторичность и самокопирвоание.
Ответить С цитатой В цитатник
Максиморон   обратиться по имени Вторник, 14 Августа 2007 г. 11:08 (ссылка)
Reb_Ellion, в эпоху постмодернизма вторичность очень выгодно смотрится на фоне третичности и четверичности. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Reb_Ellion   обратиться по имени Вторник, 14 Августа 2007 г. 11:35 (ссылка)
Постмодернизм - левая отмазка саморефлексирующей интеллигенции образца прошлого века (:
Ответить С цитатой В цитатник
Максиморон   обратиться по имени Вторник, 14 Августа 2007 г. 12:51 (ссылка)
Reb_Ellion, какая хорошая цитата.
Я ж говорю - постмодернизм. Ни у кого ничего своего. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Reb_Ellion   обратиться по имени Вторник, 14 Августа 2007 г. 13:18 (ссылка)
Никакого цитирования не было, не надумывай.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку