Сексуальное влечение к вечности?
|
|
Суббота, 08 Сентября 2007 г. 09:09
+ в цитатник
Недавно, перечитывая философские тексты прошлых лет, наткнулся на совершенно оригинальный взгляд на роль любви и смерти в жизни человека, а также на диалектику их взаимодействия. В статье Е.К.Краснухиной "Эрос смерти" делается попытка философского осмысления этого феномена. Напомню, что именно этим началам - Эросу (либидо) и Танатосу (мортидо) - придается большое значение во фрейдистских теориях, описывающих человеческую психику. Итак, предоставим слово российскому исследователю:
"Два рода эротического наслаждения известна человеку: блаженство спаения и наслаждение гибели, блаженство поглощения Я высшим бытием и сладострастие поглощения Я бездной ничто. Человеку доступны высшие и низшие зкстазы в силу дуализма его существа. Это есть не просто дуализм души и тела. Это есть дуализм страстного отношения человека к двум мирам: космосу и хаосу, полноте и пустоте, жизни и смерти, культуре и варварству. Человек не имманентен самому себе, социуму и истории. Он всегда есть стремление быть либо выше самого себя, либо ниже самого себя. Он есть желание сверхчеловеческого и желание недочеловеческого".
Источник: Е.К.Краснухина. Эрос смерти. В сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.
Некоторые терминологические пояснения к тексту:
Дуализм - двойственность, расщепленность.
Имманентный - обусловленный оособенностями самого явления.
Либидо - инстинкт продолжения жизни.
Мортидо (деструдо) - инстинкт влечения к смерти в позних теориях Фрейда и некоторых его последователей
Продолжение следует.
Метки:
дуализм
смерть
либидо
психика
фрейд
эрос
танатос
мортидо
психология
психоанализ
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-