-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv-online

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 6) Глобальная_политика novate pravoslavie Sacrament The_Best_in_Internet Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5053

Где искать коллективное бессознательное (читая К.Юнга)

Воскресенье, 28 Октября 2007 г. 11:14 + в цитатник
 (241x180, 8Kb)
Коллективное бессознательное, генетическая память, родовые воспоминания - красивые идеи, овладевшие умами ученых еще с конца 19-го века. В наши дни этими словами пользуются не только психологи и психотерапевты, но и широкий круг специалистов, не связанных с консультированием больных людей, - культурологи, рекламисты, политтехнологи, историки.

Казалось бы, об этой зоне психики известно все. Однако когда я разговариваю об этом с кем-либо, нередко выясняется, что разговор между мною и моими собеседниками нет полного понимания. Особенно много споров возникает относительно материала, анализ которого позволяет делать вывод о влиянии на него коллективного бессознательного. Решив еще раз вернуться к этой теме, я обратился к статье К.Юнга "Концепция коллективного бессознательного", опубликованной в 1961г. в знаменитом сборнике "Человек и его символы", призванном популяризировать юнгианскую психологию.

Безусловно, сны являются самым доступным материалом, предоставляющим исследователю информацию о ситуации, сложившейся в бессознательных областях души. Юнг в очередной раз акцентирует на этом внимание: "Основным источником та­кой информации являются сновидения, которые обладают тем преимущест­вом, что, будучи непроизвольными, спонтанными творениями бессознатель­ной психики, представляют, следовательно, явления природы в чистом виде, не фальсифицированные с какой-либо сознательной целью".

Не менее любопытная информация может быть получена в результате изучения человеческих фантазий. Швейцарский психиатр пишет об этом так: "Другим источником необходимого нам материала, может служить "активное воображение", под которым я подразумеваю последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрацией. Я установил, что наличие нереализо­ванных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сно­видений, при осознании фантазий, сновидения меняют свой характер, стано­вятся слабее и появляются реже".

Определенную ценность в этом плане представлют особые состояния, которые менее доступны для исследователя. По словам создателя аналитической психологии, "очень интересные источники архетипических материалов могут быть обнаружены в заблуждениях параноиков, фантазиях, наблюдаемых в со­стоянии транса и сновидениях раннего детства: с трех до пяти лет".

В последнем случае предлагается проводить парралели между такими эксклюзивными продуктами человеческого ума и определенного рода общественными феноменами. В этой рекомендации проглядывается главный момент юнгианского подхода. Юнг отмечает: "Такой материал имеется в избытке, но он не будет иметь ценности, если исследователь не сможет найти убедительные мифологические параллели. Ес­тественно, что недостаточно просто увязать сновидение о змее с соответст­вующим мифологическим примером, так как никто не может гарантировать, что функциональное значение змеи в сновидении является тем же, что и в мифе. Для того, чтобы провести обоснованную параллель, необходимо опре­делить функциональный смысл индивидуального символа, а затем выяснить, имеет ли внешне параллельный мифологический символ одинаковый кон­текст и, следовательно, одинаковое функциональное значение".

Мой опыт публикаций на эту тему показывает, что, почему-то, именно методика проведения мифологических параллелей вызывает особое сопротивление со стороны технократически ориентированных оппонентов. При этом меня зачастую обвиняют в некомпетентности, а психоанализ фактически объявляют лженаукой. Честно признаюсь, я уже устал спорить по этому поводу. Хотя, убежден, в этой части рассуждений Юнга все наиболее убедительно и чисто с методологической точки зрения.

Как бы то ни было, определение нужного материала для исследований, его выделение из общей массы душевных флюктуаций граждан - весьма непростое, но вместе с тем важное занятие. Правильно организовав этот этап исследования, можно многое узнать о себе и других.

Сергей Выгонский, психиатр

PS: Думаю, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что все тексты, публикуемые в психоаналитическом блоге, принадлежат автору блога. Однако в чисто технических целях, поскольку некоторые материалы целиком переносяться на другие ресурсы без соглашения автора, крупные материалы, в отличие от небольших заметок, автором подписываются.
Метки:  

Процитировано 1 раз



Еж_Креативный   обратиться по имени Вторник, 30 Октября 2007 г. 19:44 (ссылка)
Для меня всегда было интересно, как же архетипы передаются из поколения в поколение? Каким путем? Как они преодолевают время?
Носителем архетипов является культура (и только)? Или же архетипы каким-то образом зашифрованы в коде ДНК? А может в пространстве есть какое-то спец.хранилище архетипов, некое информационное поле, к которому особо одаренные люди могут подключаться время от времени? Хотя это уже похоже на фантастику или эзотерику…
Ответить С цитатой В цитатник
sv-box   обратиться по имени Пятница, 02 Ноября 2007 г. 01:39 (ссылка)
Вопрос дискуссионный. Юнг считал, что архетипы передаются через наследование строения мозга. Я в свое время ощался с немецким психоаналитиком, который полагал, что мать и плод видят одинаковые сны. Вероятно, так активируется (инициализируется) коллективное бессознательное. А затем к этому добавляются культурологические влияния - символы, образы, тексты.
Ответить С цитатой В цитатник
sv-online   обратиться по имени Пятница, 02 Ноября 2007 г. 01:43 (ссылка)
Прошу прощения, sv-box - это я sv-online. Просто воевал тут со скриптами и глюками системы, и вошел под другим аккаунтом..
Ответить С цитатой В цитатник
Существует_ли   обратиться по имени Суббота, 12 Января 2008 г. 11:31 (ссылка)
Наследование устройство мозга, имхо, также запрещено "классической" генетикой, как и, скажем, наследование отрубленного хвостика мышью. Зародышевая линия клеток, отвечающая за передачу геннов от поколения к поколению, защищена от любых влияний прижизненных изменений (т.н. "соматический барьер"). Но, как я понимаю, сейчас в целом ряде случаев известно, что соматический барьер преодолим и преодолевается (например, информацией от имунной системы; о мозге ничего не известно). Значит, настоящая генная память возможна, вот только непонятно, складываются ли все эти механизмы в действующую цепочку.
Что касается передачи в онтогенезе - то, может быть, генная память передается в процессе внутриутробного развития? Тогда задействована в передаче ее только женщина-мать.
Передача через культуру (мемы), имхо, не объясняет многих фактов, да об этом тот же Юнг много написал. А постулировать какое-то неизвестное пси-поле (как это в так называемой "квантовой генетике" или в оккультизме) - это вообще, имхо, ненаучные фантазии. Точность современных приборов такова, что если бы такое "поле" существовало, его давно бы уже зарегистрировали (электромагнитные поля биогенного происхождения не в счет).
Евгений Беляков.
http://planetologija2005.narod.ru
(На этом сайте по этой тематике работа "Диалектика ноосферы", где также приводятся совсем другие аргументы в пользу существования переноса жизненного опыта через гены).
Ответить С цитатой В цитатник
Kruvaldina   обратиться по имени Воскресенье, 06 Сентября 2009 г. 11:48 (ссылка)
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку